Персони

Статті

Ну просто профессор! Мыслитель в футболе – Леонид Буряк

К 67-летию со дня рождения выдающегося динамовца Леонида Иосифовича Буряка.

Fcdynamo.kiev.ua

2020-07-10 12:10

«Один из лучших полузащитников советского футбола за все годы. Хорошо технически подготовленный, легкий, маневренный, тонко разбирался в игре, хорошо видел поле, обладал диспетчерскими способностями. Умел сделать точный длинный пас, обладал сильным прицельным ударом с дальней дистанции, прекрасно исполнял стандартные положения», – такую ??оценку футболисту Леониду Буряку дали современники. В истории киевского клуба фамилия этого игрока вписана золотыми буквами. Сегодня Леонид Иосифович отмечает свой день рождения, а мы вспоминаем его путь в футболе.

Леонид Буряк родился 10 июля 1953 года в Одессе. Отец, Иосиф Игнатьевич, был заводчанином. Рано умер, еще когда Леня был подростком – ставила на ноги троих детей мама, Мария Николаевна. Но самый дорогой подарок детства Леня получил именно от папы – специально у известного в прошлом одесского футболиста Владимира Пуховского, который стал главным городским мастером по специальной обуви, он заказал сыну настоящие кожаные бутсы с шипами!

Все дни напролет, как только выпадала свободная минутка от учебы и домашних забот, Леня Буряк пропадал в дворовых баталиях с друзьями детства. И кто-то из них посоветовал ему попробовать себя в настоящей команде. «Продмаш» – таким было ее название – возглавлял Валентин Блиндер, «звезда» одесского СКА, имя которого гремело на весь город. Хотя от желающих заниматься футболом отбоя не было, а конкуренция даже в детских командах была на уровне взрослого футбола, Блиндер выбрал будущую звезду к себе в команду. Позже Буряк занимался у другого ветерана «армейцев» Одессы – Владимира Михайлова.

Еще тогда Буряк выделялся, прежде всего, игровым мышлением – умел организовать и завершить атаку, принять нестандартное решение, обострить. Но не каждый тренер мог разглядеть это за хрупким телосложением юного футболиста – например, первый просмотр в детской школе «Черноморца» Леонид не прошел. А уже позже, попав в дубль главного клуба города, весил меньше 50 килограмм. А попал Буряк в «Черноморец» со второй попытки, на поле доказав, что заслуживает этого. На первенстве города он игрок «Продмаша», забил в ворота молодежки главной команды города два мяча. После игры его позвали из раздевалки, и известный одесский тренер Матвей Черкасский спросил: «В «Черноморце» будешь столько забивать?»

Так 15-летний Леонид Буряк оказался в составе своей первой команды мастеров. Опытный специалист Сергей Шапошников активно привлекал юношу к сборам с первой командой, и город уже знал – в дубле растет перспективный юноша. А когда команду возглавил легендарный динамовец Виктор Жилин – один из ведущих тренеров УССР 1960/80-х, Леня дебютировал в первой клубной команде «Черноморца» и за несколько сезонов стал лидером команды, которому доверяли в юном возрасте даже капитанскую повязку.

Довольно быстро попал Буряк и в сборные – сначала проявил себя в юношеской сборной УССР, где познакомился с будущими одноклубниками – Блохиным, Даминым и Зуевым. Затем по приглашению Евгения Лядина прибыл в юношескую сборную СССР, с которой занял четвертое место на континентальном первенстве среди сверстников в Чехословакии. За два первых сезона в одесском клубе и взрослом футболе в целом Леня провел 52 матча, забив 9 мячей.

«Черноморец» в начале 70-х успел опуститься в Первую союзную лигу, да и вообще звезд с неба не хватал. Поэтому на перспективного игрока команды начали посягать высшелиговые клубы. Поочередно приезжали эмиссары из московских «Спартака», «Динамо», ЦСКА и «Торпедо», из ленинградского «Зенита». Даже сам Андрей Андреевич Биба лично гостил в квартире Буряков, но уехал ни с чем – дважды! Но когда настойчивый динамовский селекционер обратился к Лене с третьим приглашением, услышал в ответ – «да». Оказалось, что молодой одессит не набивал себе цену, не проявлял нрав, а просто хотел созреть к тому, чтобы переходить в «Динамо» – команду, которую успел полюбить.

Сначала Леониду было трудно в столице. В конце 1973 года, соскучившись по семье, он даже бежал в «самоволку» в Одессу, рискуя отчисления из команды. Но Александр Севидов, который на то время возглавлял «Динамо», с пониманием отнесся к демаршу новичка – его взяли на сборы, а потом дали дебютировать в первом же матче сезона. «Арарат» в Ереване обыграл динамовцев – 3:1, Буряк вышел на замену. Это был сезон нестабильности, когда киевляне потеряли свои титулы и трофеи в борьбе с блестящей армянской командой. В чемпионате «Динамо» финишировало вторым вслед за ереванцами, а в кубке уступили им, ведя в счете. В конце игры тренерский штаб снял с игры как раз Буряка и Блохина, великий Левон Иштоян сравнял цифры на табло, а в дополнительное время принес первый в истории Кубок СССР «Арарата».

Именно эти роковые замены ставили в вину талантливому тренеру, который был уволен из команды после возвращения в Киев с финала. На его место по инициативе первого секретаря ЦК компартии Щербицкого был назначен дуэт молодых тренеров-новаторов – Валерия Лобановского и Олега Базилевича. Буряк был среди тех, вокруг кого строилась игра.


Валерий Лобановский в книге «Бесконечный матч» так охарактеризовал игровую манеру лидера своей команды: «Всегда элегантный в жизни, Буряк на футбольном поле оставался верным стилю, и его безошибочно можно было отличить по бегу с высоко поднятой головой (глазами он искал своего друга Блохина и часто делал ему передачи, даже если с ходу событий следовало более разумное продолжение), по аккуратной прическе, по мягкости обращения с мячом даже при «стыках» или при выполнении подкатов, которые он не любил. Он – из футбольных романтиков, но не из безнадежных, для которых главное – потешить публику каскадом трюков, побегать по зеленой лужайке в свое удовольствие, а из тех, которые не только в состоянии принять душой принципы сугубо коллективной игры, но и привнести в нее что-то свое, долю романтики. Техника и настырность Буряка, умение выбрать правильную позицию позволяли ему, когда он находился в лучшей своей форме, без особых хлопот перехватывать передачи соперников и с «бригадой» полузащитников зорко выискивать бреши в обороне противника».

305 матчей, 57 голов в чемпионате СССР, 52 матча, 12 голов в Кубке СССР, 50 матчей, 14 голов в еврокубках за «Динамо» (Киев). 5-кратный чемпион СССР (1974, 1975, 1977, 1980, 1981), 4-кратный серебряный призер (1973, 1976 осень, 1978, 1982) и одноразовый бронзовый призер (1979). 3-кратный обладатель Кубка СССР (1974, 1978, 1982), финалист – 1973. Наконец, обладатель Кубка кубков и Суперкубка Европы 1975 года. К слову, на пути к финалу против «Ференцвароша» Буряк забил красивый мяч головой в падении в ворота ПСВ «Эйндховен» – один из лучших в его карьере наряду с прекрасными штрафными и дальними ударами, которыми Буряк славился. Такие достижения одного из лучших полузащитников в истории киевского «Динамо».


49 матчей (8 голов) провел за первую сборную СССР, 9 матчей (2 гола) – за олимпийскую сборную. Дебютировал 25 мая 1972 в выигранном выездном матче против французских сверстников (3:1), а 20 мая 1974 года провел первый матч за Советский Союз против сборной Чехословакии (0:1). Стал бронзовым призером Олимпиады-76, а вот на финальный турнир чемпионата мира 1982 года не поехал из-за травмы, полученной в матче с «Металлистом» накануне испанского Мундиаля. В «33-х лучших» – восемь раз, пять из которых – под первым номером (№1 – 1977, 1979, 1980, 1981, 1982; №2 – 1975, 1976, №3 – 1978). В конце выступлений за клуб Леонид часто выводил его уже и с капитанской повязкой. Был одним из тех, кого можно называть любимцем публики. Но при этом в возрасте 31 года покинул команду.


«Леонид Буряк ушел предпоследним из той плеяды, сыграв 24 матча из 34-х в 1984 году. Вокруг его ухода и последующей появления в московском «Торпедо», а затем в харьковском «Металлисте», возник целый клубок слухов, которые в свою очередь породили различные домыслы, прежде всего о конфликте между Буряком и мной, – вспоминал Валерий Лобановский. – Леонид в прессе публично объяснил, что совесть его перед киевским «Динамо» чиста, никого он не предавал – ни Лобановского, ни команду. «Но интриги вокруг меня, – сказал он, – плелись давно, и люди, которые были заинтересованы, чтобы я ушел, радовались, когда это произошло». Насколько мне известно, в киевском «Динамо» никто Леонида в нечистой совести и тем более в предательстве интересов команды никогда не обвинял. Ничего не слышал ни об интригах, ни о заинтересованных в его уходе людей. Повторюсь, мы никого не отчисляем, кроме тех, кто нарушает нормы жизни команды. Тех, кто просится, отпускаем. Буряк хотел полных гарантий того, что он будет играть в основном составе. Разумеется, дать их ему мы не могли, как не даем никому. Критерий один – игра. Участие Леонида в 24 матчах в 1984 году (меньше него тогда сыграли Кузнецов, Рац, Яковенко, Михайличенко и Бессонов, столько же – Заваров), мне кажется, опровергает все слухи о дискриминационном к нему отношении, но мы видели потерю Буряком скорости, стремление сыграть в основном в «чистый» футбол, особо не утруждая себя черновой работой, от которой, кстати, его освободили полностью в двух следующих командах – «Торпедо» и «Металлисте». А вот версия самого Буряка: «Перед сезоном 1985 кто-то из моих недоброжелателей шепнул Лобановскому, что Блохин с Буряком собираются его свалить. «Еще не родился человек, который уберет Лобановского», – разозлился он и позволил в мой адрес грубый выпад. Два года мы не разговаривали, в первом матче за «Торпедо» в Киеве я выдал вдохновленную игру, и москвичи выиграли, но потом мы с Валерием Васильевичем встретились, пожали руки и начали общаться, как ничего и не было. И в этом также величие его личности».


С одной стороны, Буряк и правда был в порядке – это он доказал последующими выступлениями (например, в «Металлисте», с которым в завершение выступлений – в 1988 году – завоевал Кубок СССР). С другой – Лобановский всегда смотрел вперед, и прощаясь с Леонидом уже видел на этой позиции новых людей. Так или иначе, уже через два года после ухода ветерана киевское «Динамо» выиграло второй в истории Кубок кубков, и в полузащите действовали новые лица – также талантливые футболисты. Переезд Буряка в Москву в то время был одним из главных трансферных событий. Слухи (позже подтверждены в многочисленных интервью) свидетельствовали, что Леонида звали в московский «Спартак», но динамовец, даже проведя несколько контрольных матчей за москвичей, не стал переходить в расположение принципиального соперника.


За «Торпедо» он сыграл 38 матчей, забив 3 мяча в 1985-86 годах, став самым старшим и опытным игроком команды под руководством Валентина Иванова. Буряк проявил свои лучшие качества и помог московским «автозаводцам» в чемпионате-85 финишировать в пятерке лучших – и это был лучший их результат за последние пять сезонов. Прогресс молодых братьев Савичевых и Кобзева – не в последнюю очередь, следствие диспетчерского таланта одесского ветерана, хотя играть в полную силу в «Торпедо» ему мешали травмы. Буквально через полгода эта команда возьмет Кубок СССР…

В харьковском «Металлисте», где легендарный динамовец Евгений Лемешко собирал достаточно самобытный коллектив, Леонид Буряк провел свои последние сезоны в Высшей союзной лиге. В целом, за полтора года в 43 матчах забил пять мячей. В свои почти 35 лет, Буряк стал настоящим героем финала Кубка СССР 1988 года, где его «Металлист» победил недавних одноклубников-торпедовцев – 2:0. Под конец первого тайма именно после его подачи сыграл рукой Алексей Еременко (отец известного в будущем полузащитника «Динамо» Романа), и Гурам Аджоев забил с пенальти. А уже во втором тайме эти игроки запустили еще одну атаку, которую завершил высокорослый Александр Баранов, удачно сыграв головой. Проведя весь финальный матч, Буряк помог харьковчанам завоевать главный свой трофей в советской части клубной истории.

Под занавес своей карьеры Леонид Иосифович переехал доигрывать в, как тогда говорили, «капиталистическую страну» – Финляндию. В составе второлигового клуба КПТ-85 (Кеми) Буряк провел два с половиной сезона как играющий тренер, отметившись семью голами. Далее получил приглашение из клуба рангом выше – перволигового «Ваантан Палло-70», за который забил 12 мячей и привел к 10 месту в своем дивизионе сезона 1988/89. В 1991-92 годах Леонид Буряк получил опыт работы в соккере США – возглавлял футбольную команду Университета Эвансвилл, который закончило немало известных личностей, в том числе – известный киноактер Рами Малек. «Алые асы» (так называют команды этого вуза) получили уроки европейского футбола от знаменитого динамовца, а Буряк вернулся на родину с бесценным опытом. «Мы с семьей возвращались, когда в Москве стреляли танки. Все говорили: сумасшедшие, что вы делаете, куда едете? А мы взяли детей и вернулись», – вспоминал позже Леонид Иосифович.

В чемпионате независимой Украины Леонид Буряк дебютировал на посту главного тренера тернопольской «Нивы». Приняв команду в разгар сезона 1992/93, он спас ее от вылета (14 место среди 16-ти), а в следующем чемпионате поднял команду на седьмое место – в будущем эта команда только раз будет настолько высоко, а выше уже не заберется. Под руководством молодого тренера улучшили свое мастерство будущие сборники – Тяпушкин, Леженцев, Тернавский (он, правда, на международном уровне будет играть за другую страну), а также Мочуляк, Леженцев, Николайчук, Бабий и многие другие.

За полтора сезона в Тернополе стало ясно, что Буряк имеет не только громкое имя игрока, но и талант тренера. Были разные разговоры, но в итоге Леонид Иосифович предпочел приглашение из родного клуба, который звал его в тренеры еще в 80-х. «Черноморец» середины 90-х – одна из самых ярких команд Украины. Суслов, Парфенов, Телесненко, Сак, Жабченко, Кардаш, Зотов, Мусолитин, Мглинец, Гусейнов – а еще время от времени присоединялись к команде и звезды советского футбола уровня Беланова, Литовченко, Чередника. «Черноморец» Буряка боролся за чемпионство, завоевал две серебряные медали и собственный тренерский авторитет. Своим подопечным он дал и урок профессионализма: «Когда я пришел в «Черноморец» и увидел, что на базе футболисты жарили шашлыки, взялся за дело. Порядок, конечно же, касается и спортивного режима. Есть вещи, которые запрещены – за них игрок штрафуется от 50 до 150 долларов, в зависимости от тяжести проступка. Далее с режимом у меня в команде проблем не было».

В сборной Украины второй половины 90-х – той самой, что вернула нашу страну на футбольную карту международного футбола – Леонид Буряк входил в тренерский штаб под руководством Йожефа Сабо, который консультировал лично Валерий Лобановский. Это были времена, когда несколько плей-офф подряд наша сборная останавливалась в шаге от крупных турниров. И Буряк, как кумир того поколения сборников, сделал свой вклад в эти успехи. В сборной он работал с 1995 по 2003 год с небольшим перерывом на командировку в тульский «Арсенал».

В конце 2001 года Леонид Иосифович был назначен главным тренером национальной команды после того, как Валерий Лобановский уступил будущим вице-чемпионам мира – немцам – в плей-офф Мундиаля-2002. Впрочем, в отборочном турнире к Евро-2004 наша национальная сборная уступила испанцам и грекам. Время показало, что это были очень сильные соперники – греки в итоге сенсационно выиграли чемпионат Европы под руководством Отто Рехагеля, а в составе испанцев, несмотря на не слишком удачные результаты на международной арене, уже выходили на первый план будущие чемпионы мира и Европы во главе с Хави Эрнандесом.

Бесспорно, спустя годы можно увидеть и хорошую сторону работы Леонида Иосифовича – как тренер, он проявил себя хорошим кадровиком, в сборной дав дорогу в большой футбол нескольким игрокам, которые много лет выступали на высшем уровне. Например, в национальной сборной именно Буряк дал дебютировать Андрею Воронину, Руслану Ротаню, Олегу Гусеву, Вячеславу Шевчуку, Максиму Калиниченко, Александру Рыкуну, Евгению Левченко и многим другим. Дал новый толчок в международной карьере Виталию Реве, Владимиру Езерскому, Сергею Федорову. Ветеран Александр Горшков стал примером сверхъестественной «чуйки» Буряка – дебютировал в 33 года и в конце встречи роскошным ударом забил Икеру Касильясу, а матч с испанцами завершился в Киеве вничью 2:2. На своем поле украинцы уверенно побеждали греков – 2:0, еще не зная, что перед ними – будущие чемпионы Европы...

Летом 2005 года Леонид Буряк принял киевское «Динамо». Команда неплохо начинала сезон, но рано вылетела из еврокубков, уступив в квалификации Лиги чемпионов швейцарскому «Туну». Но, опять же, наряду с неудачным текущим результатом можно отметить, что именно при этом тренере в клубе появились, закрепились Тарас Михалик, Карлос Корреа и Руслан Ротань (который, считаем, доказал свой уровень в «Днепре» и в «Динамо» также проявил себя хорошо).

В сезоне 2011/12 Леонид Буряк согласился помочь скромной команде ПФК «Александрия», которая только вышла в Премьер-лигу и боролась за сохранение прописки. Тогдашний высший дивизион Украины со всей плеядой местных звезд и сильными, статусными легионерами со всего мира оставлял не так много шансов новичкам, александрийцы в итоге вылетели. А Леонид Буряк оставил команду Владимиру Шарану. Много лет Леонид Иосифович передавал свой опыт в нашем клубе, работал спортивным директором. Уважают Буряка по всей Украине, а в родной Одессе проводится турнир на призы заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера Украины.

Леонид Буряк известен еще и как настоящий интеллектуал футболу. Свои мысли об Игре он изложил в книгах «Горячие точки поля» и «Я жил в счастливое футбольное время». Они раскрывают Леонида Иосифовича как человека думающего, бесконечно уважающего дело всей своей жизни, а также одноклубников и коллег, которые встречались на его пути. И среди мыслей, которые он изложил в своей автобиографии, преобладают те, которые стали такими редкими в наше время – уважение к своей команде, преданность коллективу, профессии. Вот бы и этому поучиться не только у героя нашей статьи, но и у всего его поколения нынешним «звездочкам».

fcdynamo.kiev.ua