Єврo-2012

Турнір

Евро-2012. Экономические итоги

Ровно 14 лет назад Украина завоевало право провести совместно с Польшей ЕВРО-2012. Какими были экономические итоги долгожданного футбольного праздника?

Александр ВОРОНИН, «Зеркало недели»

2021-04-18 11:30

Давайте оглянемся назад и подсчитаем, как именно проведение Евро-2012 сказалось на экономике страны. Был ли чемпионат ударом по отечественной экономике или, наоборот, поддержал ее развитие?

О пользе спорта для экономики известно давно. Крупные спортивные чемпионаты могут повысить объемы внешней торговли на 30% (так называемый олимпийский эффект, о котором писали экономисты Марк Шпигель из ФРС Сан-Франциско и Эндри Роуз из Калифорнийского университета в Беркли). Особенно полезны они для развивающихся экономик: если более развитые страны проводят их на уже готовых площадках, то развивающиеся строят стадионы, дороги и аэропорты заново.

Евро-2012 в Украине показателен. За счет подготовки к футбольным баталиям в I и II квартале экономика Украины выросла на 2,2% и на 3% соответственно. Это позволило отчасти компенсировать падение ВВП во втором полугодии. Год Украина закончила с небольшим, но приростом в 0,2%. Для сравнения: ВВП еврозоны в 2012 г. уменьшился, а не увеличился, на 0,6%.

В специальном отчете Raiffeisen Research о подготовке Украины к Евро-2012 говорится, что 2,8% прироста ВВП за три года до чемпионата также были обеспечены «спортивными» расходами.

За 2012 г. в Украину поступило свыше 5,1 млрд долл. иностранных инвестиций (в 2011 г. – 4,65 млрд долл., в 2010-м – 4,68 млрд). Физические объемы экспорта выросли на 2,6%, а физические объемы импорта сократились на 6,6%, что для Украины является хорошим показателем (импорт у нас всегда заметно превышает экспорт, и эту диспропорцию необходимо преодолеть). Правда, в ценовом выражении изменения мало заметны, поскольку импорт в прошлом году заметно подорожал относительно украинских товаров.

Несмотря на апокалипсические прогнозы, Нацбанк удержал курс гривны на месте (во многом благодаря притоку иностранной валюты от туристов во время Евро-2012). При этом цены на товары и услуги остались почти без изменения (прирост 0,6%).

А безработица сократилась с 8,6% среди экономически активного населения в 2011 г. (по методологии Международной организации труда) до 8,1% в 2012-м. И это на фоне 10,4% безработицы в Еврозоне.

Отечественная экономика относительно небольшая и подвержена  внешним шокам. Проблемы в Еврозоне моментально сказываются на экономике Украины. В этом плане Евро-2012 стал отличной прививкой от европейского кризиса.

При этом нельзя сказать, что Украина потратила какую-то космическую сумму. Соседняя Польша вложила в чемпионат около 34 млрд долл., Украина – 5 млрд долл., то есть почти в семь раз меньше (есть и другие оценки, но везде Польша опережает Украину). Журнал «Forbes Украина» писал, что строительство одного места на стадионе в Варшаве стоило 8,9 тыс. евро, в Киеве – 4,1 тыс. Причем в Польше стадионы строили за бюджетные деньги, а в Украине – в Донецке и Харькове – часть расходов взяли на себя бизнесмены.

Еврочемпионат также положил начало масштабной реформе железнодорожного транспорта в Украине. До 2012 г. в нашей стране скоростной транспорт существовал только в виде «Столичного экспресса» Киев—Днепропетровск, тогда как в Европе скоростные электрички – здоровая альтернатива авиационным перелетам.

В 2012 г. южнокрейская корпорация Hyundai поставила в Украину 10 скоростных составов. На 85% они были оплачены самими корейцами: «Эксимбанк» Республики Корея дал Кабмину Украины и «Укрзалізниці» кредит на 10 лет под 4,8% годовых (в 2013 г. Украина разместила европейские облигации на более жестких условиях – на 10 лет под 7,5%). В некотором роде Украине повезло, потому что кроме Hyundai никто не брался поставить необходимое количество экспрессов до начала Евро-2012, да еще и профинансировать их запуск. Без Hyundai фанаты катались бы между городами на медленных ночных поездах, в которых часто не работает кондиционер, не открываются окна и т. д.

Запуск скоростного сообщения в 2012 г. был только началом большой реформы. Осенью того же года скоростные поезда Интерсити+ отправились в Днепропетровск, а 26 мая 2013 г. – из Днепропетровска в Крым.

Во время еврочемпионата составы Интерсити+ курсировали исправно, но с наступлением холодов начались поломки. Вследствие дефицита времени перед Евро-2012 технику не успели обкатать в условиях украинской зимы и провести необходимые тесты. Корейцы согласились устранить все неисправности за свой счет. В частности, было модернизировано оборудование крыши электропоездов, система жизнеобеспечения, переключатели источников электропитания, заменена обшивка головной части составов. В итоге количество поломок поездов было сведено к нулю, и скоростные составы начали курсировать строго по графику, без опозданий.

Также к Евро-2012 были построены новые терминалы в аэропортах Киева, Львова, Донецка и Харькова, отремонтированы аэродромы, модернизированы взлетно-посадочные полосы.

И конечно, нельзя забывать о ремонте 1,7 тыс. км междугородных трасс, восстановлении городских дорог, строительстве гостиниц, закупке общественного транспорта и т. д.

zn.ua